Из истории бисера


История бус увлекательна, как роман, полный тайн и неожиданных поворотов.

У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников.
Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа:
когти, зубы и кости животных, ракушки, глину деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.

После изобретения стекла в IV в. до н. э. яркие, разноцветные стеклянные бусы мгновенно завоевали сердца древних щеголей и щеголих.

Самой старшей из всех сохранившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках египетского города Фивы.
Древние египтяне первыми научились изготовлять бисер, плести из нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья. Даже символы божественной власти фараонов — знаменитые усхи — ожерелья Солнца создавались не только из золота, но и из бисера. Бисерными сетками покрывали женские платья.

Воинственные римляне, покорившие Египет, заимствовали у египетских мастеров секреты производства стекла. А с VI в. центром художественного стеклоделия стала Византия. Византийцы широко использовали образцы Римской империи. Через Византию бисер попал в Венецию.
В X в. начался настоящий расцвет бисерного производства. В 1221 г. из-за частых пожаров все стеклодельные мастерские были перенесены из города на расположенный рядом остров Мурано. Долгое время он был единственным в Европе местом, где производили бисер. Венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. За разглашение технологии провинившемуся грозила смерть, а его близким — темница.

Венецианские бусы и бисер высочайшего качества, разнообразных цветов и оттенков развозились купцами по всей Европе. Мастера и мастерицы украшали ими одежду, обувь, сумочки, чехольчики и другие изящные вещицы. Европейские путешественники и колонизаторы брали с собой бисер в дальние страны. Жителям Африки, Америки, океанских островов очень нравились яркие блестящие бусы. Они отдавали за них золото, пряности, меха. Туземцы с удовольствием заменяли традиционные бусинки из раковин, костей и семян на диковинные стеклянные. Долгое время никто не мог составить конкуренцию венецианским стеклоделам. Во многих европейских странах предпринимались попытки основать производство стеклянных бус и бисера, но эти изделия уступали по качеству венецианским. Только в XVIII в. многочисленные попытки мастеров Тюрингии разгадать тайны венецианцев привели к изобретению легких дутых стеклянных бус — предшественников современных елочных украшений. А затем в Чехии талантливые богемские мастера освоили производство высококачественного бисера. Более того, они научились гранить его и покрывать эмалями. Выпускаемые в Богемии бисер и бусины отличались большим разнообразием цветов, размеров, форм и огранки. Настала очередь чешских мастеров скрывать от конкурентов известные только им секреты создания прекрасного бисера.

Обратили внимание на красоту стекла и в Древней Руси. В XI в. в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие монголо-татар прервало развитие ремесла на Руси.

С XVII в. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668—1669 гг. началось строительство стекольного завода. По окончании строительства в 1670 г. в Москву прибыли венецианские мастера.
Но наладить постоянное производство не удалось. В 1724 г. советник коммерц-коллегии Андрей Кассинен восхищался венецианскими изделиями: «… круглые всяких разных колеров стеклянные бисеры, кроме Венеции, нигде не делаются». Он предложил отправить нескольких молодых людей для обучения в Италию, а итальянских мастеров пригласить в Россию: «… хотя такая фабрика с великим смотрением присяжными мастерами содержится, однако не без надежды из оной мастера пристойным образом достать».

Но только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России.
Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Он писал, что бисер «еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое множество ценою на многие тысячи».
Не только с помощью цифр и фактов пытался Ломоносов убедить власти в необходимости развития стеклянного производства в России.

Он написал поэтическое «Письмо о пользе Стекла».

Вот небольшой отрывок из этого «Письма»:

Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы?
..Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют
Или снегами вкруг глубокими белеют,
Без оных что бы вам в нарядах помогло,
Когда бы бисеру вам не дало Стекло?
..Или еще на вас в нем больше красота,
Когда любезная в вас светит простота!

Так в бисере Стекло подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится арап на южных берегах.
В Америке живут, мы чаем, простаки,
Что там драгой металл из сребреной реки
Дают европскому купечеству охотно
И бисеру берут количество несчетно…

В 50-х гг. М.В. Ломоносов получил на своей фабрике, расположенной под Петербургом в Усть-Рудице, первую стеклянную продукцию. Бисер и стеклярус производили по оригинальным рецептам великого русского ученого.
Некоторые виды бисера и стекляруса Ломоносовской фабрики не имели иностранных аналогов. Но вскоре после смерти Ломоносова, в 1768 г., фабрика закрылась. Позднее в России бисер невысокого качества изготовляли в кустарных мастерских.

В конце XIX в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом.

История украшений — составная часть истории культуры и истории человечества вообще.
Стремление украсить себя, жилище, предметы быта было одним из первых проявлений художественного чувства. Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться. На рисунках эпохи неолита встречаются изображения обнаженных людей с ожерельями. Археологи находят предметы, служившие как украшения, в раскопках самых древнейших цивилизаций.

Изначально украшения были не просто нарядными безделушками, а средством общения с божествами и духами. Как это ни покажется сейчас странным, носили их чаще мужчины. Амулеты, бусы, ожерелья и фигурки должны были обеспечивать удачу на охоте и в бою, отпугивать злые силы. Бусам отводилась важная роль в ритуалах, церемониях, праздниках. Без них не обходились шаманы, знахари и колдуны. Народы, избежавшие влияния европейской цивилизации, сохранили эти традиции до сегодняшнего дня. Первые исследователи Америки оставили много описаний использования бус индейцами. Путешественники, попавшие в Америку с Русской морской экспедицией, так описывали совет индейцев-ирокезов. Перед принятием важных решений вождь рассказывал предания племени, перебирая снизки белых и лиловых бус из выточенных раковин, скрепленные в широкие связки или нашитые на полосы ткани из лубяных волокон. Такие снизки бус известны в литературе под названием вампум. Вампум имели право носить только мужчины, надевая его как пояс или перекидывая через плечо. Вампум также служил знаком полномочия гонцов и послов, отправлявшихся в соседние племена. Он был символом доверия и обязательством держать обещания. С приходом колонизаторов вампум стал единицей обмена.
Индейцы, чтобы защитить дом и пищу от злых сил, украшали бусами и предметы домашнего обихода. В традиционные водонепроницаемые корзины из травы они вплетали раковинные и перламутровые бусинки. Бусы из костей птиц и перламутра нашивали на одежду, серьги, сетки для волос. С появлением бисера его начали использовать вместо привычных материалов, сохраняя традиционные приемы работы. Ритуальные пояса, налобные повязки, детские колыбельки, табакерки и многое другое стали украшать стеклянными бусинками.

Стремясь защитить отверстия, через которые, по их представлениям, могли проникнуть в тело злые духи, индейцы продевали через нос и нижнюю губу снизки бус, а край уха унизывали многочисленными бусинками. Сегодня некоторые молодые люди в погоне за экстравагантной модой очень напоминают тех индейцев!

Назначение украшений не ограничивалось защитой от злых сил. Они стали выполнять и роль «визитной карточки» владельца, помогая ему выделиться из общей массы соплеменников, обратить на себя внимание. Люди встречали друг друга «по одежке». По внешнему виду человека, по покрою одежды, по орнаменту вышивки или форме украшений судили не только о достатке человека, но и о его месте жительства, общественном статусе, составе семьи, роде занятий. Позже украшение стало выражением жизненного благополучия, видного положения в обществе, богатства, а также определенных черт характера, например кокетливости. Но и своего эстетического, декоративного значения украшения никогда не утрачивали. Человеку всегда хотелось, чтобы его заметили, запомнили. Наряжаясь, мы по-прежнему стремимся выделиться из толпы, проявить свое «я».

С развитием фабричного производства, расширением торговых и культурных связей унифицируется мода во всем мире, теряются национальные особенности, стираются социальные отличия. Трудно представить себе, чтобы в прошлые века принцесса вышла на улицу, одетая как коренной житель Южной Африки. В наше время никто не удивляется, увидев по телевизору сначала туземца в джинсах и в рубашке с короткими рукавами, а в следующем сюжете — юную представительницу королевской семьи, одетую примерно так же. Ушли в прошлое различия в костюмах замужней и незамужней женщины. Уже далеко не всегда можно отличить по одежде жителей сельской и городской местностей, представителей разных народов. В большинстве стран мира люди носят одежду современного европейского покроя. Она удобна и практична. Но ее однообразие вызывает внутренний протест. Хочется отойти от стереотипа, заявить о своей индивидуальности. Поэтому все большей популярностью пользуются изделия, выполненные вручную.
Кроме того, многие и сегодня наделяют эти милые сердцу вещицы чудесными свойствами талисманов, способными уберечь нас от дурного глаза и болезней.

Во все времена мужчины, стремясь украсить себя, не отставали от женщин. Многие виды украшений, ставшие позднее преимущественно женскими, изначально носились мужчинами. Например, браслеты у германских воинов считались символом доблести и одновременно служили защитой в бою. Как ни странно, серьги также были мужским украшением. Из документов известно, что русские князья носили серьги, часто только в одном ухе. Так, великий князь Иоанн II Кроткий завещал своим сыновьям Дмитрию (впоследствии Донскому) и Ивану по одной серьге с жемчугом.
В Европе традиция носить серьги долго бытовала среди военных, моряков и пиратов.
В старину на Руси особое внимание уделяли воротникам мужских кафтанов — «козырям». Их украшали пышно, отделывая вышивкой шелком, жемчугом, бисером и камнями. Иногда они были съемными

Бисер, жемчуг, пиленый перламутр использовали не только для изготовления ожерелий и серег, отделки платья и головных уборов, но и для церковных одеяний и утвари, переплетов книг, разных утилитарных предметов. Привозной, очень нарядный бисер ценился высоко и нередко соседствовал с драгоценными камнями и золотом.

Но были и исключительно женские украшения — кокошники; головной убор русских красавиц густо покрывали вышитыми узорами из жемчуга, перламутра и бисера. На лоб спускалась поднизь — сетка из бисера, стекляруса или перламутра. В Псковской губернии кокошники украшали большими (размером с яйцо) шишками из бисера и жемчуга.

На юге России бисером, бусинками, лентами расшивали поневу — верхнюю юбку.

На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, обувь (унты), головные уборы, оленью упряжь. Обратите внимание на необычные солнцезащитные очки коренных жителей Таймыра — нганасанов.

Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров.

Валентин Юдашкин сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой.
Многочисленные бисерные подвески делают платья от Эмануэля Унгаро и Бернара Перри похожими на водопады и языки пламени.
Жан-Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки, а Осимар Версолато — пояса и воротники.
Кристиан Лакруа создал из бусинок отдельные детали жакетов и брюк, а Пако Рабан — целое платье.

Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки.
Расшивают бусинами обувь.
Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы.

А разнообразие ожерелий, бус, браслетов и других украшений просто не поддается описанию.

Современные дизайнеры осваивают новые материалы, изобретают технологии, но в поисках совершенства все чаще обращаются к прошлому. Особенно приятно, что не только российские мастера, но и такие мэтры мировой моды, как Ив Сен-Лоран, Жан-Поль Готье, признаются, что их вдохновляют образцы русского искусства.

И это неудивительно, ведь вышивка и другие бисерные ремесла в XIX в. достигли в России такого совершенства, что он был назван «золотым веком» русского бисера.

В конце XVIII — XIX в. увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивки, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран в России изделия из бисера почти не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. Именно так поступили при вышивке мельчайшим бисером трехметровой обивки дивана, которая хранится в Историческом музее в Москве. Причем наиболее сложные и ответственные участки — вышивку роскошных букетов и птиц — выполняла, по-видимому, сама хозяйка. Крепостным помощницам доверяли вышивку однотонного фона. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.

Изысканный узор и очень мелкий, ровный, разнообразный по цвету материал выдают авторов из обеспеченной среды. Они могли себе позволить приобрести дорогой бисер в нужном количестве, тончайшие английские иголки для него, заграничные трафареты с рисунками. Тогда большинство рисунков для вышивки и для других рукоделий попадали в Россию из Германии и Франции. И в городах, и в дворянских усадьбах был распространен обычай дарить родственникам, соседям и просто знакомым милые безделушки, сделанные из бисера своими руками. Кроме того, изделия предназначались для благочестивых вкладов или использовались в домашнем обиходе.

Интересовались бисерным рукоделием и мужчины. Юный Лермонтов в 1827 г. пишет своей тете Н. А. Шангирей: «Катюше в знак благодарности за подвязку посылаю (…) бисерный ящик моей работы». А. Б. Мариенгоф упоминает «…ночные туфли, вышитые бисером и купленные еще в Нижнем Новгороде у рукодела-монаха Печерского монастыря».


Чего только не делали наши предки из бисера, стекляруса и бусин! Область применения этого материала оказалась очень широкой — от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца.

Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака. Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и в императорских. Пример тому — стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова.


Среди этого разнообразия встречаются удивительные предметы. Например, чехольчик для мела. Оденешь бисерный чехольчик на мелок — и красиво, и руки не пачкаются. Или грецкий орех, покрытый бисерным орнаментом, — основа для клубка, которую и под нитками-то не видно. Или необыкновенное сооружение — подставка для чепчика.

Очень изобретательны по части нарядных безделушек были наши прапрабабушки. Многие, читая «Мертвые души» Н. В. Гоголя, воспринимают как шутку его слова о том, что в доме Маниловых «ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку». Забавная выдумка — «бисерный чехольчик на зубочистку»! Но в Эрмитаже хранится именно этот предмет, связанный крючком в 1820— 1830 гг. И не просто чехольчик, а с премиленьким орнаментом и крышечкой!

Часто бисерные безделушки предназначались мужчинам. Л. Н. Толстой в «Чудаках» пишет: «Алексей Алексеевич, довольный миром, сидел дома в вышитых бисером туфлях и курил трубки». Да и чубук трубки тоже мог быть украшен бисером. У М. Ю. Лермонтова в «Тамбовской казначейше» читаем

К окну поспешно он садится,
Надев персидский архалук;
В устах его едва дымится
Узорный бисерный чубук.

В Эрмитаже хранится трубка М. И. Кутузова с разборным бисерным чубуком, все части которого выполнены дочерьми фельдмаршала. В орнамент вышивки они включили свои имена.

Случалось, в бисерных изделиях красовались и четвероногие друзья, Л. Н. Толстой в повести «Детство» писал: «…в бисерном ошейнике, побрякивая железкой, весело вбежала Милка».

В начале XIX в. «бисерная лихорадка» из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX в., когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.

Изделия, выполненные светскими дамами, поистине великолепны.
Но не меньшее впечатление производят бусы и подвески, ожерелья и воротники крестьянок. Их произведения сделаны из крупного, тусклого бисера и далеко не так изящны. Но сколько фантазии и творческой смекалки проявляли мастерицы, создавая свои изделия из подручного материала, соединяя, казалось бы, несовместимое. В ход шло все, что было под рукой: от жемчуга и экзотических раковин каури, до пуговиц, цветных ниток и кусочков ткани. Сейчас трудно представить, как среди многочисленных забот крестьянки умудрялись находить время и силы для того, чтобы украсить себя и свой быт. Ведь хозяйство было почти натуральным: печь затопи, воды принеси, скотину накорми, за детьми присмотри, хлеб испеки, масло сбей, пиво свари, некрашеный пол помой, да еще огород… И, прежде чем одежду сшить, надо лен вырастить или шерсть настричь, обработать, нить спрясть, ткань соткать… И несмотря на это, темными зимними вечерами при тусклом свете лучины, а позднее керосиновой лампы творили крестьянки чудеса: вышивали полотенца, плели кружева, вязали из бисера бусы-змейки, низали ожерелья. И делали еще многое такое, что, увидев сегодня в экспозиции русского национального костюма, не знаешь, как назвать и к чему приложить.

Большая удача — возможность подержать и рассмотреть старинные изделия из бисера.
В некоторых семьях хранятся такие реликвии.
Можно взять в руки и предметы, выставленные на продажу в антикварных магазинах.
Разглядывая узор, технику исполнения, чувствуешь руку мастерицы.
Видно, из какого она сословия, каков был ее достаток, уровень мастерства.

Бывают заметны возникшие в работе трудности и интересные решения по их преодолению.
Как ни странно, огрехи в работе не портят общего впечатления.
Они подчеркивают рукотворность изделия, неповторимость.
Это работа для души, на радость себе и близким.
Иногда рисунок дополнен символами, гербами или текстом с добрыми пожеланиями будущему владельцу вещицы. Часто вещи бывают потерты, изношены — значит, ими пользовались.

Старинные работы так красивы и так не похожи на то, что окружает нас сегодня!
Они служат неиссякаемым источником новых идей и вдохновения.
Заимствование отдельных приемов, техники исполнения, элементов орнамента придает современным вещам необычный колорит.

Опыт прошлого успешно уживается с последними достижениями науки.
Сегодня созданы специальные программные средства, которые позволяют моделировать изделия, учитывая все особенности формы и цвета.
Во всемирной компьютерной сети INTERNET существуют клубы любителей бисерных рукоделий многих стран.

Каждый пользователь из любого уголка земли может полюбоваться работами мастеров и выставить свои изделия, пообщаться и обменяться идеями с единомышленниками.


На нашем форуме в разделе "Бисер и плетение" можно посмотреть современные изделия и схемы к ним, обменяться мнениями,похвастаться своими работами

Статья подготовлена по материалам серии книг "Основы художественного ремесла"

Оцените статью
Adblock
detector