С давних пор люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные из рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.
Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного
У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл.
Хотя поделки из теста- древняя традиция, им находится место и в современном мира, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Преимущества соленого теста:
* можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
* легко отмывается и не оставляет следов;
* безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, — обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!!!
* если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
* можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
* краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
* поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века…
* с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Лепить из теста — одно удовольствие! Соль, мука, вода- вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом.
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму. Как показывает практика, многие первоклассники в самом начале обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляются боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых порах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей — огорчение. Лепка развивает не только речь, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.
Тесто для лепки. Малыш все тянет в рот, поэтому вместо полюбившегося родителям соленого теста лучше использовать слоеное — оно безопаснее для пробы "на зуб". Если вы на кухне, устройте малыша рядом в детском стульчике и дайте ему кусочек теста. Вряд ли будет создано что-то выдающееся или даже узнаваемое — в таком возрасте важнее сам процесс. Особо удачные "произведения" можно тут же запечь в духовке и потом угостить ими папу или бабушку с дедушкой.
Рецепт соленого теста: 100 г. пшеничной муки, 100 г. ржаной муки, 400 г. соли, 250 мл. воды, 2 стол. ложки сухого обойного клея.
Смешать все компоненты . Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно , поверхность изделия будет ровной и устойчивой .
Краски из сока. Получившееся нечто можно раскрасить. Роль краски отлично выполнит сок (свекольный, морковный или любой другой). Такой "краситель" не уступает настоящим краскам, но если вдруг попадет в рот — ничего страшного не случится. Не забудьте приготовить "спецодежду" (что-нибудь свободного фасона, что не жалко испачкать) и "рабочее место" (поставьте все необходимое для рисования на большой поднос с загнутыми вверх краями или постелите клеенку). "Краску" лучше налить в розетку — в нее легче попасть кисточкой и меньше вероятность, что она перевернется.
Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно- за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
Лепить можно не только из теста, но и из пластилина и глины. Как материал для лепки пластилин известен очень давно, пользовались им для выполнения работ еще в средние века.
Состав пластилина бывает самым разнообразным, но почти всегда в него входит натуральный или минеральный (озокерит) воск. В продажу поступают различные виды пластилина в наборах, но можно приготовить его и самому.
Рецепт № 1 (приготовление восково-глиняного пластилина).
Хорошая размокшая скульптурная глина провяливается на воздухе и пропускается через мясорубку. Снова провяливается и смешивается с озокеритом (или тавотом), заранее расплавленным на водяной бане. Полученную смесь еще два-три раза пропускают через мясорубку. Добавляют небольшое количество какого-либо сухого пигмента. Затем все тщательно промешивают.
Если пластилин прилипает к рукам, его плавят и добавляют картофельную муку. Если же, наоборот, он оказался слишком твердым, в него вводят технический вазелин. Соотношение компонентов определяется в зависимости от требуемых качеств.
Рецепт № 2
Более твердый пластилин готовят следующим образом. В расплавленный воск добавляют заранее расплавленную канифоль и немного пигмента. В эту жидкую смесь вводят расплавленную серу. Сера и канифоль придают пластилину повышенную твердость.
Рецепт № 3
Более мягкий пластилин получают при смешивании с расплавленным воском серы и жира (растопленное свиное сало или технический вазелин).
Рецепт № 4
В расплавленную смесь из 10 ч. живицы (сок сосны), 6,5 ч. воска и 3,5 ч. топленого свиного сала добавляют 12 ч. картофельной муки. Это соотношение ориентировочное и уточняется в зависимости от конкретного вида работы.
Для придания работам из пластилина декоративно-художественного вида в него добавляют тот или иной пигмент.